Затягивание гаек на колесах с нужным усилием с помощью динамометрического ключа — одна из наиболее часто упускаемых из виду задач по уходу за автомобилем. Все мы слышим о мастерских, которые после технического обслуживания просто закручивают накидные гайки обратно на ваш автомобиль, но в этом руководстве мы собираемся точно показать вам, как пользоваться динамометрическим ключом, чтобы убедиться, что колеса вашего автомобиля подобраны в соответствии с техническими характеристиками.
В этом руководстве я буду использовать как стандартный динамометрический ключ типа click, так и цифровой динамометрический ключ. В основе каждого гаечного ключа лежат разные технологии, но цель одна и та же. Мой базовый динамометрический ключ, пожалуй, самый дешевый, который вы можете купить, — это
4 простых шага для правильного затяжки гайковертов
Шаг 1: Настройка динамометрического ключа
Динамометрический ключ можно рассматривать одновременно как гаечный ключ и измерительную ручку. Что касается измерительной части, вы должны настроить свой гаечный ключ на величину крутящего момента, для которой вы измеряете.
В стандартном динамометрическом ключе типа click это достигается вращением нижней ручки до тех пор, пока вы не завинтите ручку с соответствующим моментом затяжки. С цифровым динамометрическим ключом это достигается намного проще, просто нажимая кнопки вверх или вниз на гаечном ключе до тех пор, пока на экране не появится нужное значение крутящего момента.
Цифровой динамометрический ключ позволяет быть более уверенным в точном заданном значении крутящего момента. Например, для гайковертов M3 требуется 88 фунт-фут крутящего момента. В стиле щелчка я поворачиваю ручку до 90 фунт-фут крутящего момента и немного опускаю ее вниз, примерно на 88. Там, где, как и на цифровом динамометрическом ключе, я могу установить значение ровно 88. Настроить его для различных измерений, таких как фунт-фут. и нм, также намного проще на цифровом гаечном ключе.
После настройки гаечного ключа на требуемый крутящий момент установите гнездо в соответствии с размером гнезда ваших гайковертов. В зависимости от глубины ваших колес может потребоваться удлинение гнезда.
Шаг 2: Затяните гайку с выступами
После того, как ваш гаечный ключ полностью настроен, вы готовы закрутить первую гайковертную гайку.
Наденьте гнездо на гайку с выступом. Потяните гаечный ключ сверху за гнездо на гайке с выступом. Если он продолжает вращаться, продолжайте затягивать гайку с выступом, пока она не затянется.
Первое большое отличие, о котором я упомянул, заключалось в том, как вы устанавливаете каждый гаечный ключ, но у каждого гаечного ключа также есть уникальные способы сообщить вам, что вы прикладываете крутящий момент и к гайковерту.
При использовании гаечного ключа типа click вы достигнете точки, в которой услышите и почувствуете сильный “щелчок”. На этом этапе вы можете прекратить затягивание, поскольку гайка затянута до нужной величины. Вот почему его называют динамометрическим ключом типа click.
На цифровом гаечном ключе вы услышите звуковой сигнал с зеленой лампочкой. Когда он сменится на красный, вы будете знать, что гайка затянута в соответствии со спецификацией.
Шаг 3: При затяжке гайковертов соблюдается правильная схема
Во многих жизненных ситуациях вы просто переходите к следующему, что ближе всего, но не к гайковертам. Когда я впервые начал посещать дни трека, инструкторы говорили “обязательно проверяйте крутящий момент на колесах” без какой-либо информации о том, как это делать. Так что я представляю, как много автомобилей там подвергаются небезопасному закручиванию.
После того, как вы затянете одну гайку с выступом, вы должны перейти к гайке с выступом напротив нее, а не к гайке рядом с ней. Как показано на примере изображения выше, если вы затянете гайковерт, выделенный зеленой звездочкой, то вы перейдете к любой гайке напротив, отмеченной зеленой галочкой, а не к двум красным крестикам.
Продолжайте закручивать гайки с выступами по схеме «напротив», пока все они не будут затянуты до заданного значения.
Шаг 4: Переустановите динамометрический ключ
Этот шаг необходим только для старых ручных гаечных ключей типа click. Внутри этого ключа в основном находится пружина, и вы не хотите, чтобы она оставалась сжатой до следующего использования, так как она может начать терять свою калибровку. Вам необходимо “сбросить” значение крутящего момента на гаечном ключе до значения, меньшего 20% от общей мощности гаечного ключа. Итак, если гаечный ключ выдерживает нагрузку до 100 фунт-фут., То перед тем, как убрать его, установите его на 20 фунт-фут.
Цифровой динамометрический ключ не требует специальной настройки после использования. Вы можете просто положить его в свой набор инструментов.
Теперь вы знаете, как пользоваться динамометрическим ключом
Если вы выполнили эти действия, то теперь ваше колесо надежно затянуто. Если исключить дефект производителя, вы сможете поворачивать налево, не поворачивая колеса направо.